Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS
Суббота, 19.08.2017
Главная » 2015 » Май » 21 » О «пробуксовке» реформ в сфере разрешительной системы и предоставлении административных услуг
13:41
О «пробуксовке» реформ в сфере разрешительной системы и предоставлении административных услуг

В 2002 году был создан первый разрешительный центр, в 2005 году принят закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», в 2011 принят закон «Об административных услугах , подготовлено большое количество подзаконных актов. Однако,не смотря на это получение разрешений, согласований, всевозможных справок продолжает оставаться первостепенной проблемой, как для предпринимателей, так  и для граждан Украины. Попытаемся разобраться в чем причины сложившейся ситуации с реформированием этой сферы.

 

Абсолютно объяснимо, что начало реализации разрешительной реформы сопровождалось активным противодействием органов власти на всех уровнях: саботированием исполнения  законодательных норм, игнорированием выдачи разрешений в разрешительных центрах, нежеланием приводить свои внутренние инструкции в соответствие с требованиями законодательства о разрешительной системе и т д.

 

 Поэтому    какие-то «подвижки» с реализацией закона происходили только после всевозможных форумов с участием первых лиц страны, селекторных с губернаторами, проверок администраций и исполкомов т.е. определенных  «силовых атак» на органы исполнительной власти стремящихся сохранить свои «инструменты» влияния на бизнес.

 

Наиболее благоприятным периодом по «торпедированию» реформ для бизнеса в том, числе и в сфере разрешительной системы был 2008- 2009 год.

 

В это время были созданы разрешительные центры во всех городах и районах регионов Украины, активно проводился пересмотр разрешительных процедур. Безусловно разрешительная реформа оставалась только в начальной стадии ее проведения, и поэтому радикально не облегчила получение разрешений для предпринимателей, однако важным являлось то, что был сформирован необходимый формат обеспечивающий ее проведение как на центральном так и местном уровне. Кабинетом Министров проводились регулярные совещания(в том числе селекторные) посвященные проблемам разрешительной системы, деятельность руководителей регионов оценивалась в том числе и в зависимости от показателей деятельности разрешительных центров и упрощения разрешительных процедур.На форумах с участием первых лиц государства вопрос функционирования разрешительных центров занимал центральное место.

 

В Госкомпредпринимательства был создан специальный департамент, который разрабатывал и корректировал законодательство, проводил учебу для администраторов и представителей разрешительных органов, согласовывал кандидатуры администраторов,  проводил проверки разрешительных центров и разрешительных органов(городов областного значения), имел право составлять  административные протоколы на администраторов и представителей разрешительных органов.

 

Представительства Госкомпредпринимательства на местах обеспечивали методологическое обеспечение разрешительных центров, контроль за деятельностью администраторов и представителей разрешительных органов(городов и районов), обращались в органы прокуратуры и судебные органы по отмене решений нарушающих требования законодательства о разрешительной системе.

 

Государственные администраторы кроме приема документов, обеспечивали координацию и контроль за выдачей разрешений и согласований представителями разрешительных органов в разрешительных центрах (информировали руководителей служб и составляли административные протоколы на нарушителей).

 

Таким образом, была сформирована система на национальном, региональном и местном уровне, которая  способна была обеспечивать необходимый контроль, проведение «ревизии» а соответственно и реформу  разрешительных процедур, несмотря на активное сопротивление административно-бюрократического аппарата.

 

В 2010 году со сменой политической ситуации, правительства произошли изменения в подходах по реформированию разрешительной системы. После смены руководителя Госкомпредпринимательства был трансформирован и сам орган. Сокращение численности департамента центрального аппарата ответственного за реализацию разрешительной системы, а так же ликвидация региональных представительств  существенно повлияло на приостановление реформы в разрешительной системе в Украине.

 

Сложилась ситуация при которой была нарушена соответствующая вертикаль, что обеспечивала методологическое обеспечение и контроль за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах выдачи разрешений. Так, администраторы призванные обеспечивать реализацию законодательства оказались незащищенными от своих же руководителей и местных депутатов, многие из которых оказались незаинтересованными в упрощении разрешительных процедур.

 

Местные депутаты превратили  функцию выделения земельных участков и коммунальной собственности в отдельный вид “бизнеса”. Этому способствовала практика принятия решений о предоставлении соответствующих прав предпринимателям коллегиальными органами (сессиями, исполкомами) исключающая возможность привлечения конкретного субъекта в случае нарушений или злоупотреблений.

 

Следующим фактором, который внес определенную неразбериху в проведение разрешительной реформы было принятие в 2011 году закона “О административных услугах”. Распространение практики выдачи всех документов и для граждан по принципу “одного окна”, без усовершенствования ранее созданных разрешительных центров, без учета специфики закона “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности ” и анализа практической его реализации на местах привело к формальной работе ЦНАПов и неудобствам при получении административных услуг  заявителями.

 

Серьезным просчетом было возложение функции специально-уполномоченного органа по реализации политики в сфере административных услуг на Минэкономики. Отсутствие возможностей у этого ведомства по обеспечению методологии, контроля работы ЦНАПов в регионах, полная зависимость областных управлений экономики от местных администраций привело к низкой эффективности реформы в сфере предоставления административных услуг в Украине.

 

Принятый закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по упрощению условий ведения бизнеса (дерегуляция)” наряду с принятием позитивных изменений для бизнеса в то-же время ввел и некоторые нормы, которые еще больше ослабили вертикаль контроля за реализацией Закона “О административных услугах”.

 

Так, в законе отменена норма согласований специально- уполномоченным органом назначения и увольнения кандидатур администратов ЦНАПов. Учитывая, что администраторы находятся в полном подчинении органов которые предоставляют административные услуги, вопрос контроля(составления административных протоколов) администраторами вызывает большие сомнения. Кроме того закон так же вводит недопустимую норму предоставления права Кабинету Министров Украины устанавливать перечень административных  услуг  которые  предоставляться в ЦНАПах.

 

Что это значит? Это значит, что регулярно будут появляться “аргументированные” обоснования государственных служб стремящихся “выскользнуть” из-под действия закона. И вся сложная и кропотливая работа Госкомпредпринимательства, которая проводилась с 2005 года по обеспечению выдачи разрешительных документов службами в разрешительных  центрах будет нивелирована. 

 

Предлагается комплекс мер способных изменить сложившуюся ситуацию с проведением реформы в сфере разрешительной системы и предоставления  административных  услуг.

 

1.Организовать более комплексную ревизию всех административных услуг по аналогии с идеей которая предусмотрена в проекте Закона “О изменении системы регулирования экономики”.Проект предполагает приостановку деятельности более 87 законов которые регулируют деятельность бизнеса . Во время приостановки деятельности законов должны быть организованы открытые общественные обсуждения, на которых представители соответствующих государственных органов обязаны доказать необходимость предоставления тех или иных административных услуг. Подобная ревизия должна быть организована и на местах, относительно решений регламентирующих административные  процедуры принятые местными органами власти.

 

2.Вернуть практику рассмотрения на заседаниях КМУ результатов реформирования административных процедур центральными и местными органами власти, проведения систематических селекторных совещаний с представителями местных органов власти по рассмотрению ситуации с реализацией законов ”О разрешительной системе” и “Об административных услугах“ в  каждом регионе Украины.

 

3.Утвердить график проведения проверок регионов. Комиссия сформированная на центральном уровне обеспечит проведение проверок соответствующих местных органов власти, окажет методическую помощь должностным лицам обеспечивающим предоставление административных услуг, проведет анализ реализации законодательства с целью адаптации его к региональным реалиям.

 

4.Возложить функции по реализации и формированию государственной политики в сфере административных услуг на Государственную регуляторную службу, сформировать вертикаль обеспечивающую контроль за проведения реформы в предоставлении административных услуг на региональном и местном уровнях:

 

- внести изменения в  п 3 .Положения о Министерстве экономического развития  и торговли Украины утвержденного постановлением КМУ от 20.08.2014 № 459 .

 

- внести изменения в закон «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины по упрощению условий ведения бизнеса (дерегуляция)”относительно изменений норм законов  “О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности.” “Об административных услугах”.

 

5.Внести изменения в закон” О местном самоуправлении в Украине,” Земельный кодекс Украины, Водный кодекс Украины, закон ”О аренде земли” в части предоставления прав коллегиальным органам принимать решения только по утверждению перечня объектов коммунальной собственности, которые подлежат отчуждению. Отчуждение же конкретных объектов проводить в порядке установленном законами «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», «Об административных услугах» и с использованием аукционов.

 

6.Организовать взаимодействие и координацию действий с международными донорскими организациями по привлечению общественных организаций и их поддержки в регионах, для формирования рабочих групп с участием представителей Государственной регуляторной службы по пересмотру административных процедур и создания системы общественного контроля за проведением реформы административных услуг местными органами власти

ВАЛЕРИЙ ВЕТРОВ

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 443 | Добавил: NikOS | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
200